«

Апр 26

Доклад «Яндекса» о развитии интернета в России за 2015 год

Компания «Яндекс» представила исследование развития интернета в России за период с осени 2015 года по весну 2016. В срезе регионов страны были исследованы проникновение интернета, его стоимость и доступность, а также доли устройств разных типов. Использовались данные «Яндекс.метрики», «Яндекс.Браузера», отчеты Фонда  «Общественное мнение» и данные исследовательской группы TNS.

Аудитория и резервы роста

Согласно данным соцопроса ФОМ не реже раза в месяц пользуются интернетом 78 млн человек старше 18 лет (данные осени 2015). Проникновение (доля пользователей интернета среди данной возрастной группы)-67%. Аналогичные данные (68%) содержатся в исследовании Web Index группы TNS (учитываются пользователи старше 12 лет). Оба эти исследования не учитывают интернет-пользователей Крыма и Севастополя. Согласно этим данным на конец 2015 года как минимум 83 млн человек старше 12 лет каждый месяц пользуются интернетом. Их количество вдвое больше, чем людей, выходящих в сеть реже, или не выходящих вообще.

1

Таким образом проникновение интернета в России немногим меньше, чем в Европе, и существенно выше, чем в среднем по миру (на конец 2014 года согласно данным  internetworldstats.com в России 103 млн пользователей и проникновение 70.5%. В Европе на конец 2015 проникновение 73.5%, в среднем по странам мира-46.4%)

По поводу резервов роста «Яндекс» пишет, что аудитория интернета в городах с населением выше 1млн человек почти перестала расти, и рост сможет быть обусловлен практически только пользователями старше 45 лет. В населенных пунктах с населением менее 500 тыс. иная картина: в них есть несколько миллионов потенциальных пользователей молодого и среднего возраста.

Как распределены по регионам пользователи интернета и люди, которые не выходят в сеть:

Распределение по размеру населённого пункта

2

Распределение по округам

3

 

Возрастной срез пользователей интернета:

4

Устройства, используемые для выхода в интернет

Более 84% пользователей используют более одного устройства для выхода в сеть. Пятая часть аудитории использует только мобильные устройства, а более половины использует их наряду с десктопами:

5

Доля мобильного интернета выше среди молодых: около 90% пользователей младше 35 лет используют только их, или в сочетании с десктопами:

6

Согласно данным «Яндекс.Метрики» 29% визитов на сайты совершается с использованием мобильных устройств. Из них три четверти приходится на телефоны, и их доля продолжает расти. Доля планшетов среди визитов незначительно снижается:

7

 

Мобильные платформы

За 2015 год доля Android и Windows Phone на смартфонах увеличилась. Доля iOS среди смартфонов не изменилась,  а на планшетах снизилась, и это позволило Android стать лидером в этом сегменте устройств.

 

8

Активность в интернете

Суммарный трафик со смартфонов предсказуемо выше, т.к. число этих устройств в разы больше, чем планшетов. С другой стороны активность через браузер на планшете выше, чем на смартфонах, а на десктопах и ноутбуках выше, чем на любых других устройствах.

Согласно статистике «Яндекс.Браузера» с десктопа в интернет выходят в среднем 11-12 раз в неделю и проводят более пяти с половиной часов. С мобильного телефона вызодят 7-8 раз в неделю и проводят 1 час 38 минут. Суммируя эти данные получается что человек, пользующийся и телефоном и компьютером в среднем 19 раз выходит в сеть и проводит там более семи часов:

9

Меньшая доля активности с использованием смартофонов и планшетов связана с тем, что на мобильных устройствах доступ к контенту может осуществляться не только с помощью браузеров, но и с помощью приложений, и зачастую это удобнее пользователю. Мобильные приложения для доступа к контенту имеют практически все крупные игроки рынка СМИ, сервисы электронной почты, социальные сети, что при настройке на конкретном устройстве может удовлетворять практически весь спрос на контент для пользователя.

По данным TNS Web Index Mobile в январе 2016 пользователи запускают в сренем 5-6 приложений без учета предустановленных на устройстве. И хотя не все они используются дл выхода в интернет, разумеется они влияют на общую статистику активности:

10

Популярные сайты

В среднем в неделю с одного устройства просматривают 13 сайтов на смартфоне и 27 на десктопе. 28 сайтов из топ-100 по всей России были одинаково популярны вне зависимости от географии:

11

Помимо этих сайтов, одинаково популярных по всей России в конкретных городах имеются локальные ресурсы, которые посещают только там, и доля их иногда высока. В среднем на них приходится 2.5% всех просмотров, но в некоторых городах (Казань, Красноярск, Севасотополь) она составляет более 7 процентов:

12

Стоимость и скорость доступа

Фиксированный доступ

Средняя стоимость безлимитного тарифа со скоростью не менее 3 Мбит/с в марте 2016 составила 404 рубля. В число самых дорогих попали Якутск и Новый Уренгой (950-1000 рублей), а дешевых-Петрозаводск и Севастополь (150-300).

13

Мобильный доступ

В среднем по России пакет интернета для планшета в 4.5 Гб стоит 280 рублей в месяц. Самые высокие цены-в Дальневосточном ФО и Москве. Самые низкие-в Крыму, Поволжье и Северо-Западе.

Дальний восток-самый дорогой регион по стоимости фиксированного и мобильного доступа. Крым-самый дешевый, но и средняя скорость доступа там скромнее:

14

Добавить комментарий